Владимир Сорокин устроил на Венецианской биеннале перформанс и открыл выставку

Обнаженные женщины в звериных масках выстроились в ряд в ожидании поединка. Дуэлянты не заставили себя ждать: Владимир Сорокин появился в меховой шкуре пещерного человека, а его противник живописец Евгений Шеф — в средневековых доспехах. Рыцарь, вооруженный мечом, и дикарь с палкой, увенчанной клавиатурой, схлестнулись в бою. Несколько ударов и рыцарь оказался на земле, а за ним свалился с ног и победитель-дикарь. Таким перформансом на 56-й Венецианской биеннале открылась выставка «Павильон Теллурии», ставшая живописным продолжением последнего романа Владимира Сорокина.

Сегодня мало кто помнит, что обласканный славой писатель, сценарист и поэт Владимир Сорокин начинал как книжный иллюстратор. Прежде чем взяться за перо и написать свои бестселлеры, он оформил около 50 книг. После длительного перерыва писатель снова взялся за кисти и краски и написал 15 полотен, которые представил на Венецианской биеннале. Выставку дополнили работы живописца Жени Шефа, который тоже совершил эксперимент и попробовал себя в роли рассказчика. На своих полотнах он не изображал, а описывал словами подготовку к выставке «Павильон Теллурия», подкрепляя свои дневники то этикетками, то банкнотами, то небольшими зарисовками. Авторы также создали арт-объект: гигантскую железную пчелу синего цвета, которую подвесили под потолком Палаццо Рокка Контарини Корфу, где открылась выставка.

— Я писал эти картины два года. Вы можете заметить, что все они написаны в разных стилях, будто их создали разные авторы, — говорит Владимир Сорокин «МК».

— Как долго вы не писали картин?

— Лет 25.

Все полотна Сорокина связаны с постапокалиптическим миром, описанным им в романе «Теллурия», который был опубликован в 2013 году, получил приз зрительских симпатий премии «НОС» и вторую премию «Большой книги» (уступив лишь «Обители» Захара Прилепина). Действие романа происходит в середине ХХI века, где после двух опустошительный войн наступило Новое Средневековье. В этой Вселенной обитают кентавры, крестоносцы, православные коммунисты, маленькие люди и великаны. На мифической карте есть и государство, которое своим названием напоминает реальную страну, образовавшуюся недавно (заметим, уже после публикации романа). Это Демократическая Республика Теллурия (ДРТ), расположенная в горах Алтая. Там производят и поставляют постапокалиптического миру теллуровые гвозди — сильнейшее наркотическое средство.

Нечто психоделическое и футуристическое чувствуется в полотнах Сорокина. Так, картина «Война объявлена» создана в стиле супрематической абстракции. Есть на выставке и гиперреалистические пейзажи, изображающие затянутые тучами небеса, картина-коллаж, в центре которой красуется телефон, привязанный к палке, полотна в духе соцреализма, сюрреализма и примитивизма. По легенде, их написали жители постапокалиптического мира.

На открытие к Сорокину пришли многие известные художники, галеристы и директора музеев. Все они высоко оценили полотна писателя.

Источники: