Критика
Сердце Сорокина
Владимир Сорокин — первый писатель, появившийся на обложке журнала «Афиша». В принципе, это самое малое, что можно сделать для этого человека. Главная фигура Второго Русского Авангарда, «могильщик литературы», «русский де Сад», Сорокин со временем вырос из всех этих определений и сделался просто великим литератором — масштаба Пушкина, Гоголя и Толстого, хотя и сочиняет он чаще про гной и сало, чем про «свеча горела», русский лес и прочую муть. Вот увидите, абитуриенты ещё будут писать вступительные сочинения на тему «Гнилое бридо в раннем творчестве Сорокина» или «Категория обсосиума в романах „Норма“ и „Очередь“». Штука в том, что единственным табу, которое никогда не нарушал Сорокин, было «влипаро» — так он и его коллеги называли отождествление с собственным текстом. В новом романе «Лёд», который выходит в издательстве Ad Marginem, Владимир Сорокин впервые произнёс несколько слов, которые с высокой долей вероятности можно приписать ему самому; в его тексте появилось наконец
Первый раз в жизни я увидел его в одной московской редакции. То было важное для меня событие: мало было людей в моей жизни, про которых я думал больше — Сорокин был темой моего диплома в университете. Разумеется, я
Мог или не мог? После того как и прочел «Лед», мне все стало ясно. «На полянке близ Киевогородского поля на колышках укреплены в траве два огромных (сорок шестого размера) ботинка — вверх подошвами. Над ботинками протянуты веревки. Появляется человек и вытягивает из леса длинные резинки, прикрепляет их карабинами к ботинкам. сам встает на ботинки и берется руками за веревки; потом подпрыгивает, и ботинки, ничем не сдерживаемые, со свистом улетают на резинках в лес». Так проводила время московская богема конца семидесятых — начала восьмидесятых годов, это называлось «акции». «перформансы», «хеппенинги», «коллективные действия», «поездки за город»: чуть позже появится более общий термин — «московский концептуализм». Видит бог, этих метафизических хохотунов трудно было
Иосиф Бакштейн, директор Института современного искусства, вспоминает о своем первом впечатлении от встречи с Сорокиным:
— Он стоял у стены и имел вид совершеннейшего Алеши Поповича — такой худенький юноша.
Павел Пепперштейн, участник группы «Медицинская герменевтика», автор «Мифогенной любви каст»:
— Я познакомился с Володей году в
Юноша писал, мягко говоря, странные рассказы — которые позже войдут в его знаменитый сборник «Первый субботник». Везде повторялся один и тот же прием: рассказ начинался как соцреалистический, модернистский или
«А по поводу Гузя и Наримбекова я вот что скажу: вообще непонятно, как можно не любить стволы родных берез? Человек, родившийся и выросший в России, не любит своей природы. Не понимает её красоты? Её заливных лугов? Утреннего леса? Бескрайних полей? Ночных трелей соловья? Осеннего листопада? Первой пороши? Июльского сенокоса? Степных просторов? Русской песни? Русского характера? Ведь ты же русский? Ты родился в России? Ты ходил в среднюю школу? Ты служил в армии? Ты учился в техникуме? Ты работал на заводе? Ты ездил в Бобруйск? Ездил в Бобруйск? В Бобруйск ездил? Ездил, а? Ты в Бобруйск ездил, а? Ездил? Чего молчишь? В Бобруйск ездил? А? Чего косишь? А? Заело, да? Ездил в Бобруйск? Ты, хуй? В Бобруйск ездил? Ездил, падло? Ездил, гад? Ездил, падло? Ездил, бля? Ездил, бля? Ездил, бля? Чего заныл? Ездил, сука? Ездил, бля? Ездил, бля? Ездил. бля? Чего ноешь? Чего сопишь, падло? Чего, а? Заныл? Заныл, падло? Так, бля? Так, бля? Так вот? Вот? Вот? Вот? Вот. бля? Вот так? Вот так? Вот так? Вот так, бля? На, бля? На, бля? На, бля? Вот? Вот? Вот? На, бля? На. сука? На, бля? На. сука? На. бля? На, сука? Заныл, бля? Заело, бля?» Именно по поводу сорокинских текстов было сформулировано определение такого типа творчества: «как если бы Толстой (Гайдар, Фадеев, Пастернак) вколол себе лошадиную дозу героина и принялся писать». Сорокин доводил чужие тексты «до ума», до логического конца, до текстуального оргазма, который всегда тушуется автором.
Произведения юноши пользовались если не популярностью, то успехом: более всего людей поражало несоответствие этих текстов тому, как выглядел и вел себя этот юноша. Эта разница шокировала знакомых даже сильнее, чем сами тексты. Сам Сорокин рассказывает, что обычно говорили до знакомства с ним: «Я думал, это такой горбатый человек с нечистым ртом. сочащимся слюнями, который бегает по помойкам от КГБ».
Иосиф Бакштейн:
— Когда он дал мне почитать первый сборник рассказов, напечатанный на машинке, меня поразило несоответствие некоего гипотетического автора, который угадывается за текстом, и образа этого человека. У меня до сих пор это не прочно: я не понимаю, как человек, даже не только внешностью, манерами, речью, всем обликом не соответствует угадываемому автору текстов.
Павел Пепперштейн:
— И когда Володя появился со своими рассказами, которые все стали читать и передавать друг другу, очень как раз обаятельным было несовпадение с его текстами этого мягчайшего образа интеллигентного молодого человека, правильного во всех отношениях, с прекрасной молодой женой, с маленькими прекрасными дочурками, живущего очень упорядоченно и совершенно не богемно.
Люди, не знавшие Сорокина, удивляются его текстам. Но их шок гораздо меньше того, какой был у знакомых автора. Это как если бы андрейрублевская икона время от времени блевала на молящихся. В принципе, в этой среде была принята теория
Про них без труда можно насобирать огромное количество разных историй, с ними постоянно
Когда думаешь, что человек, который в 25 лет сочинил роман «Норма», существует, вполне доступен и продолжает интенсивно писать, испытываешь
Андрей Монастырский, художник, участник группы «Коллективные действия»:
— Это не то же, что интеллигентный человек. Во всех своих действиях он соблюдает определенный ритуал и не переступает его. В его отношениях с родственниками, друзьями — всегда присутствует ритуальная фигура, за которую нельзя переступать. Ему всегда очень хорошо это удавалось. Даже в том, что он хороший повар, тоже проявляются черты благородного вана — он все старается делать хорошо».
Так его и воспринимают обычно знакомые.
Александр Зельдович, режиссер фильма «Москва», поставленного по сценарию Сорокина:
— Володя на самом деле по жизни такой крайне аккуратный и респектабельный человек и обладает даром внимательного отношения к собственным человеческим и поведенческим жестам. С той внимательностью и брезгливостью, которая у него есть в том. что он пишет, он гак же отсеивает случайность и неряшливость из собственного поведения. Он человек, который относится к тому. как он выглядит в пространстве, достаточно внимательно. Он безусловно чистый внутренне и религиозный не в ритуальном, а в более глобальном смысле. У него чуткое ухо на безвкусицу.
Александр Иванов, издатель Сорокина:
— Володя религиозный человек, традиционно религиозный. Мы
Благородный ван вообще очень тяжел в общении. Брать интервью у Сорокина — пытка, которой, должно быть, подвергают в аду провинившихся журналистов. Обычно автор просто мычит
Александр Иванов:
— У Володи есть врожденное, наверное, заикание, и когда с ним общаешься в первый раз. такое ощущение, что он говорит как терминатор. Это интересный факт: не просто заикание, а стремление его скрыть, спрятать. Заикание — это важная литературная фигура, потому что в литературе, начиная с Библии, заикаются те, кто видел Бога. Моисей был заикой.
Знакомые не в состоянии вспомнить
Иосиф Бакштейн:
— В 1988 году, после выставки
Бакштейн же рассказал про ещё один «арзамасский ужас» Сорокина:
— Первое, что сказал мне Володя, когда мы оказались в Западном Берлине: «Слушай. пошли смотреть порнуху!» Соответствующие кинотеатры находились в районе Цоо, и фильмы демонстрировались в режиме
Человек, самыми потрясающими событиями в жизни которого были столкновение с немецкими пограничниками и просмотр порнофильма (да и то…) — человек с крайне скучной биографией.
Родился в семье технической интеллигенции. С 9 лет посещал изостудию, но после школы поступил в «керосинку» — Институт нефти и газа имени Губкина. Тема диплома: «Проект задвижки для нефтепровода» («про кран, который перекрывает трубу»). Уже на пятом курсе оформил первую книгу — детектив «Скорый до Баку» в издательстве «Московский рабочий». До 1989 года зарабатывал на жизнь оформлением книг в издательствах «Советский писатель», «Мысль», «Наука». После института год проработал в журнале «Смена», но был изгнан оттуда за нежелание вступать в комсомол. На самом деле он уже был комсомольцем, но получив при отформировании из вузовской ячейки билет и учетную, чтобы отнести их в райком, разорвал и спустил в унитаз. В течение года обещал руководству журнала вступить в комсомол, но намерения такого не имел. Через год был разоблачен. Женат, две
Квартира Сорокина также практически ничем, кроме книг, не выдает, что здесь проживает автор афоризма «Malечик пропозирует govnerо». Я знаю, многие уверены, что Сорокин непременно должен жить в обложенной рубероидом халупе, все стены которой исписаны матерщиной, повсюду навалены кучи говна, а по углам расставлены бидоны с жидкими матерями, блевотиной, гноем и салом. Мне будет трудно разубедить вас, но, поверьте, это не так. Это никоим образом не концептуалистская инсталляция. Ничего, хотя бы отдаленно напоминающего «советское». Квартира с евроремонтом, очень просторная, мало заставленная. Карликовая японская мебель —
Олег Кулик,
— Он сейчас переехал в новую квартиру, это очень странно, но она абсолютно напоминает идеальную больничную палату — все белоснежное и отполированное. И у него такой маленький письменный столик. Я даже не ожидал такого: Володя довольно крупный мужчина, импозантный. Я представлял стол Льва Толстого — гигантский, с барьерами, чтобы бумаги не пересыпались, а тут у него малюсенький столик, на котором
Главная особенность дома — собака левретка по имени Савва, которая если на что и похожа, то на душу писателя Сорокина: худая, ранимая, грациозная, передвигающаяся иноходью. Впрочем, тут лучше опять прислушаться к Олегу Кулику, эксперту в этой области:
— Для меня, честно говоря, это был даже шок; я пережил определенный кризис в отношениях. Выбор собаки много говорит о человеке, иногда даже больше, чем выбор жены. В то время у меня был английский бульдог, и вообще — я люблю крупных собак, мордатых, выразительных, самостоятельных. Особенно самостоятельных. Я ненавижу собак, которые привязываются и очень эмоционально без тебя страдают. И тут Володя звонит и говорит: «Я купил собаку». И не говорит какую. «А что за собака?» — «Ты знаешь, она, конечно, в другом стиле, чем твоя, но в
Александр Иванов:
— Володя — как породистая собака, кавказская овчарка или афганская борзая. Поэтому у него тема говна так важна. У меня 15 лет была собака с гигантской родословной, так вот у нее любимым занятием было, когда мы ходили гулять, найти кучу говна и вываляться там. И мне объяснили собачники, что это признак породы — уйти в
Если оставить в покое весь этот собачий психоанализ, приходится признать, что это довольно неинтересный человек, о котором, хочешь не хочешь, судишь по его текстам. В одном сорокинском абзаце события гораздо интереснее, чем во всей его жизни. Единственный факт из жизни которого, могущий быть интересным читателям, состоит в том, что этот человек разительно не похож на свои тексты. Во «Льде» даже и это противоречие снимается.
Сначала роман «Лед» кажется похожим на «Сердца четырех»: сюжет состоит в том, что группа людей совершает некоторые жестокие коллективные действия, которые им представляются верхом осмысленности, но для читателя так и остаются тайной, В Москве орудует
До «Льда»
На самом деле, по жестким законам концептуалистского сообщества, Сорокин, предложив свой выход из трагической ситуации, в которой пребывает человек, «влип» в некую идеологию; с ним произошло самое страшное для концептуалиста — «влипаро»; он проговорился. Другое дело, что не
Для съемок обложки журнала потребовалось сконструировать «сердце Сорокина». Его не стали делать изо льда — договорились, что сердце вылепят из силикона. Силикон — дорогой материал; то количество силикона, что пошло на изготовление «сердца Сорокина», стоит тысячи долларов. После съемок — по договоренности — редакция «Афиши» вернула его обратно. Основное назначение этой субстанции — быть влитой в женские груди. Так что теперь в груди одной, а может быть, и нескольких женщин, если не бьется, то колышется большое сердце Владимира Сорокина.
Афиша. 2002. № 8 (79)