Критика
Ведро живых вшей
Слово «постмодернизм»
Для
Ранние тексты Сорокина — «
Как и «
…хватил и несет ко мне. А я стою ни жив ни мертв, и что делать не знаю. А он кричит не своим голосом — заводи машину! И глаза у него прямо огнем полыхают, словно две топки паровозные. Я к рубильнику бросился, повернул, шестерни дернулись и пошли, и пошли. Заработала машина наша, заходили шатуны с маховиками — только на солнце маслом и посверкивают! А он пальцем мне на рычаги указывает и еще сильней кричит, машину перекрикивает — правый, кричит, правый пускай, так тебя так! А
сам-то так и трясется, так и трясется. Я рычаг схватил, дернул — и в сторону. Загудел наш правый, зачихал голубым дымом, побежали колесики, да шкивы, да валики полированные. Прижался я к стене — трясет меня, никак остановиться не могу, зуб на зуб не попадает. А Степан Ильич к правому кинулся, за кольцо — хвать! Поворотил, отворил поддон и ногой по нему — раз, другой, третий! Отлетела крышка, чуть меня не задела. Асверху-то стучат, спрашивают, что, мол, там у вас за шум? А я стою — белый весь, коленки трясутся, руки, как плетки, висят. Стою и смотрю, как парализованный. И вот, значит, отломал он крышки, подбежал к столбу, сгреб Валентину своими ручищами, да в поддон как швырнет! Мамушка моя родная! Захрустело, захлюпало — только кровь с маслом машинным во все стороны. А он туда и не смотрит, он к полке подбежал да с самого верху то самое ухо, в тряпочку завернутое, снимает, разворачивает, к губам подносит и говорит со слезами: прости, мол, прости и не вини ни в чем. А после — хвать бутыль со спермой и мне ею по черепу — бац! Раскололась она, спермии по мне так и растеклись. А он ухо за пазуху спрятал, окно табуретом вышиб и вниз ласточкой с восьмого этажа. Вдребезги. А я с сотрясением месяц в госпитале отлежал, да и уволился. Вот, милые мои, а вы говорите — Беатриче, Беатриче.
Основным противопоставлением становится противопоставление обыденного контекста или контекстов — фронтовой или производственной прозы, матерного «внутреннего дискурза», перестроечной «чернухи» — и непонятного, непостижимого ритуального содержания. Типичный пример — это рассказ «Геологи», начинающийся с блестяще написанного, но совершенно обыденного разговора геологов, поставленных в тупик
Гениальный роман Сорокина, под названием «Роман», устроен точно также: 90% повествования занимает прелестная стилизация в духе Гончарова и Тургенева, которая совершенно естественно, волей логики повествования, перерастает в ужасное и непостижимое действо, подробно описанное
Ритуальность обыденного бытия есть ключ к роману «Норма», представляющем собой конгломерат из разностильных текстов. Первая половина «Нормы» есть сборник рассказов из советской жизни, стилистически совершенно однородных — единственно только, воля ритуализованного
Постмодернизм отказал безумию в праве на отдельный статус — нивелировка сознания и релятивизм ценностей не позволяют провести разницы между безумием и нормальностью. С точки зрения структурного анализа, никакого безумия нет вообще (и это, конечно, правда). Но эта логика, наложенная на парадигму атомизации сознания, привела к полной потере интереса к безумию и распаду. В контексте помо, стихи Мандельштама
И от нас природа отступила
Так, как будто мы ей не нужны
И продольный мозг она вложила
Словно шпагу, в узкие ножны.И подьемный мост она забыла,
Опоздала опустить для тех,
У кого зеленая могила,
Красное дыханье, гибкий смех.
больше неактуальны — у человека Нового Мирового Порядка, нет ни зеленой могилы, ни красного дыханья, ни гибкого смеха. Люди Нового Мирового Порядка предпочитают кремацию. Атавизм, безумие и распад сознания — важнейшие темы модернизма, немыслимые в контексте постмодернизма и
В других текстах Сорокин вообще отказывается от абстрактной игры контекстов — фокусом наррации становится оккультный ритуал:
…Один из мальчиков бросил удочки, подпрыгнул и, совершив в воздух сложное движение, упал плашмя на землю. Двое других подбежали к нему, подняли на вытянутых руках, свистнули. Мальчика вырвало на голову другого мальчика. По телу другого мальчика прошла судорога, он ударил ногой в живот третьего мальчика. Третий мальчик лязгнул зубами, закатил глаза и проговорил:
— И ето когда на рынок поедет купит толстого сала, а дома из ево вырежет пирамидку и у ей нутро вырежет и поедет в гошпиталь и купит у хирурга восемь вырезанных гнойных аппендиксов и из них гной на пирамидку выпустит, а пирамидку сальной крышкой закроет да и зашьет, а опосля пирамидку проварит у козьем молоке до пятого счету и на мороз вынесет, а сам митроху найдет и покажет яму тайный уд, а тот творогу коричневого пущай отвалит у малую махотку да и к куме у погреб поставит, а сам к варваре у горницу войдет откроет параклит позовет брательников и пощай они по венцам сосчитают и третье от параклита берно повытягнут, а он с варварою у баню пойдет, а тама ей ложесна развалит, а она опосля побегит к золовке и ейную хлебную тряпицу к ложеснам приложит и сукровицу сотрет, а василий с батянею домовину вынесут из ейной горницы на двор, а тама усе соберутся, а матрена у домовину и ляжет, а митроха с василием натрут домовину салом поклонятся да и отступят с миром когда оборачивать начнут ну и пусть пустите нас на золотоносные таежные просторы трепещущих и содрогающихся душ наших позвольте позвольте расправить светоносные мраморные крылья наши потушить потушить черное пламя невоплотившихся светильников разбросать разбросать осколки попранных кумирен провести провести белокурых отроков по фиолетовому лабиринту смерти говорить говорить со среброликими старцами о распадающейся вечности понимать понимать законы сил царств и престолов окропить окропить проступившие тени минувшего обнимать обнимать стволы заповедных лип и дубов посягать посягать на тайные лакуны в явных телах отнести отнести платиновые скрижалив чертоги грозных убранств отрицать отрицать прошлое участие в играх смятения и отступничества приподнять приподнять бархатные покровы я тоже не полный дурак чтобы доверится костромским когда мне подсунули списанные я сразу сереге свякнул он адашкину, а тот опять мне и я вложил, а потом по поводу фондов с места в карьер раз ему он говорит в третьем квартале, а я говорю если в третьем тогда с бетоном от винта, а он стал клянчить говорит райком его прижал, а он партбилетом пока бросаться не собирается и мы вышли во двор с пирамидкой на бледной простыне положили ее на грустную колоду василий петрович взмахнул печальным топором и рассек ее пополам. Затем выпрямился, смахнул трясущимися пальцами слезу, помолчал и произнес тихим, хриплым голосом:
— Гной и сало.
Ни о каком постмодернизме говорить здесь не приходится — великое множество языковых контекстов срастается в единое целое, обьединенное ритуалом. В литературе
Сорокин есть жрец, магик, а его тексты — оккультное исследование. Разговоры о постмодернизме совершенно неуместны — даже русский концептуализм, с таким блеском деконструированный Сорокиным, далеко не исчерпывается постмодернизмом.
Так что, в соответствии с упомянутым, мы положим правильное:
Молочное видо — это сисоло потненько.
Гнилое бридо — это просто пирог.
Мокрое бридо — это ведро живых вшей.
1998