Книга
Действие второе
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
На заднике сцены висят две массивные пустые рамы. Сцена покрыта большими белыми кусками, похожими на части разборных детских картин «puzzle». К каждому куску приделан либо белый крюк, либо белая женская туфля. Посередине сцены с бокалом шампанского стоит Гюнтер. На нем элегантный, но слегка чопорный костюм. К Гюнтеру подходит Маша. На ней красивое вечернее платье, в руке бокал шампанского. Звучит французская эстрадная музыка.
Маша: Добрый вечер. Меня зовут Маша.
Гюнтер (говорит, сильно заикаясь): Дддобрый вввечер. Гюнтер.
Маша: Вы интересуетесь еврейской живописью?
Гюнтер: Ннне только. Ннно вообще еврейской кккультурой.
Маша: Почему?
Гюнтер: Ну... эттто очччень интересно.
Маша: Эдик сказал мне, что вы знаете иврит.
Гюнтер: Нннемного.
Маша (на иврите): Где вы учили иврит?
Гюнтер (на иврите): Я учччил ивврит в Иерусалимском уннниверситете.
Маша (на иврите): И как долго?
Гюнтер (на иврите): Два гггода.
Маша: Два года? (Смеется.) А я смогла только два месяца.
Гюнтер: Пппочему?
Маша: Потому что надоело!
Смеются.
Маша: Вы прожили в Иерусалиме два года? И вам не наскучило?
Гюнтер: Сссовсем нет. Там вссе очччень интересно. Очччень.
Маша: А я за год там чуть с ума не сошла от скуки.
Гюнтер: Вы еврейка?
Маша: Стопроцентная!
Гюнтер: И ввам бббыло скучно на своей ииисторической родине?
Маша: Жутко скучно!
Гюнтер: Ккконечно, в Израиле мммного проблем. Бббезработица. Ппполитические проблемы...
Маша: Да это не важно. Везде одни и те же проблемы. Просто мне было скучно там.
Гюнтер: А голос крови?
Маша: Я его слышала довольно редко.
Гюнтер: Правда? И вам не странно это?
Маша: Очень странно! (Смеется.) Я в Москве тоже всегда шутила над всеми этими еврейскими семейными обрядами. А отец мне говорил: ничего, приедешь в Израиль — перестанешь смеяться. Приехали. Папа первым делом повел меня к Стене Плача. Чтоб исправить раз и навсегда. Перед этой стеной плачут все евреи. Все без исключения. Я очень хотела заплакать. Стою и хочу. Но так и не заплакала.
Гюнтер: А я плакал.
Гюнтер и Маша застывают на месте. Сквозь пол сцены прорастают шесть нагих существ неопределенного пола. Быстро, неслышно и легко передвигаясь по сцене, существа подхватывают белые куски, обратная сторона которых покрыта изображением, вставляют их в рамы. Куски с крюками образуют портрет мужчины в форме оберфюрера СС, куски с туфлями — портрет женщины в форме майора НКВД. Покончив с портретами, существа совершают сложные движения вокруг Гюнтера и Маши, и говорят холодными, отстраненными голосами.
1: Вот такие пироги, Маринка.
2: Он плакал у Стены Плача, а я нет.
3: Короче, стали мы пить русскую водку за немецко-еврейскую дружбу.
4: Пили лихо, в твоем духе.
5: Гюнтер старался не отставать.
6: Но, чем больше пил, тем больше цепенел.
1: И на меня смотрит и смотрит.
2: И я торчу от него, как от анаши.
3: Эдик музыку врубил, я взяла Гюнтера за руку.
Маша: Гюнтер, давайте танцевать
Звучит музыка.
Гюнтер: С удддовольствием.
4: Встал, как на расстрел.
Маша и Гюнтер танцуют.
5: Положила я ему руки на плечи.
6: Чувствую — весь как каменный.
1: И белый, как сметана.
2: Губы дрожат.
3: Вспотел, бедный.
4: Я даже испугалась.
Маша: Гюнтер, вам плохо?
Гюнтер: Нет, нннет, все в пппорядке...
Маша: Может, я что-то не так делаю?
Гюнтер: Нет, нннет, что вы... все хорошо, все очччень хорошо...
Маша: Но вы совсем бледный. Серьезно, что случилось?
Гюнтер (с трудом улыбаясь): Маша, все в пппорядке... дддля меня это все нннормально. Не обббращайте внимания. Все нннормально.
Маша: Правда? Не врете?
Гюнтер: Маша, вы очччень красивая. И мне ооочень хххорошо с вами.
Маша (тихо): Мне тоже.
5: В общем, торчим друг от друга.
6: А он продолжает каменеть.
1: Думаю — может, человек гиперсексуальный, как наш Пушкин.
2: И силится скрыть свою страсть.
3: Но у него это плохо получается.
4: Да и какое мне дело, в конце концов.
5: Выпили еще. (Подносит Гюнтеру и Маше рюмки с водкой. Они пьют.)
6: Потом еще. (Подносит новые рюмки. Гюнтер и Маша пьют.)
1: И еще. (Подносит, Гюнтер и Маша пьют.)
Гюнтер (пьян, но по-прежнему скован; с трудом улыбаясь): Я... я тттак давно не пппил водки... я вввыпил слишком мннного.
Маша: Разве это много?
Гюнтер: Для меня — да.
Маша: Есть такая русская пословица: что русскому хорошо, то немцу — смерть.
Гюнтер: Очччень хорошая пппословица.
Маша (со смехом): Да что ж хорошего? Если вам выпить две бутылки водки, вы можете Богу душу отдать, а моя подруга Марина, например, после двух бутылок могла еще кататься на коньках. И не падать.
Гюнтер: Очччень хорошая ппподруга. (Берет Машину руку.)
Маша (смеется): Что? Почему?
Гюнтер: Маша, вы очччень... очччень милая и хххорошая... очччень...
2: Держит мою руку, не отпускает.
3: Я смеюсь, как дура.
4: Но чувствую — кризис назрел, как писал Ленин.
5: И надо брать руль Истории в свои хрупкие женские руки.
Маша: Гюнтер, давайте сбежим отсюда!
Гюнтер: Кккуда?
Маша: Куда хотите. Только не ко мне домой.
Существа делают коллективный пасс, возникает большая двуспальная кровать, Гюнтер падает на нее лицом вниз, Маша садится на него.
6: А когда в отеле я стала его раздевать, он совсем окаменел.
1: Помнишь, как мы с тобой с утопленника джинсы стягивали.
2: Точно такое чувство.
3: И весь мокрый от пота, хоть выжимай.
4: Мне сексуальные невротики попадались часто.
5: Чего-чего, а этим добром Россия богата.
6: Но такого я еще не видела.
1: Тяжелый случай.
Маша и существа раздевают Гюнтера. Он кричит.
Гюнтер: Ннненавижу это говно! Я ненннавижу эттто говно! Ненавижу!
Маша: Ну что с тобой? Кого ты ненавидишь?
Гюнтер: Ннненавижу! Ненавижу! Ннненавижу!
Маша (сидя на нем, раздевается): Ты меня ненавидишь?
Гюнтер: Нет, нннет, нет! Прости меня! Маша! Гггговно... Говно! Говно!
Маша: Кто говно?
Гюнтер: Все ггговно! Все говнно! Ннненавижу это ггговно!
Маша: Что с тобой?
Гюнтер: Говно! Гггговно! Говно!
2: Стала гладить его по спине.
3: Задергался, как от электричества.
4: А сам такой красивый.
5: Нежный.
6: Стройный.
1: Сладкий.
2: Беспомощный.
3: Как мальчик.
Маша: Ты мальчик?
Гюнтер: Говно! Ггговно! Говно!
Маша: Милый мальчик, повернись ко мне.
Гюнтер: Нет! Нннет! Нет!
Маша: Повернись. Тебе будет хорошо.
Существа: Повернись.
Гюнтер: Нееееет!!!
4: Ну, нет — так нет.
5: Встала. (Встает.)
6: Закурила. (Закуривает.)
1: Прошло минуты две.
Гюнтер (тихо): Мммаша... пппомоги мне.
Маша: Как?
Гюнтер: Бей меня. Пппожалуйста. Умммоляю тебя. Бббей меня. Бей и повторяй: вввот тебе, мрамор.
Маша: Ты — мрамор?
Гюнтер: Нннет, я не мммрамор.
Маша: А что это? Мрамор? Это кличка? Или просто — мрамор?
Гюнтер (волнуясь): Я не зззнаю, Маша, эттто не важно, ттты бей, бей меня и ппповторяй: вот тебе, мрамор, вввот тебе, мрамор. Пожжалуйста, Маша.
2: Знаешь, рыбка, если бы такой фрукт мне попался раньше.
3: Сразу бы на хуй послала.
4: А тут.
5: Не знаю.
6: Что-то он во мне задел.
1: И довольно сильно.
2: Чувствую, что он не мазохист.
3: Но что-то здесь другое.
4: А что — не понимаю.
5: И тело прелестное.
6: Дрожит и блестит от пота.
1: Взяла его ремень.
Маша вытягивает из брюк Гюнтера ремень. Приближается к Гюнтеру, нерешительно замахивается и бьет.
Существа: Вот тебе, мрамор.
Гюнтер: Да!
Маша бьет сильнее.
Существа: Вот тебе, мрамор.
Гюнтер: Да!
Маша бьет сильно.
Существа: Вот тебе, мрамор.
Гюнтер: Да!
Маша бьет.
Существа: Вот тебе, мрамор.
Гюнтер: О, дааааааааа!
Существа накрывают Гюнтера своими телами, образуя что-то вроде кокона. Свет гаснет.
Голос Маши: Он пробормотал что-то, затих и скоро заснул. Накрыла я его, пошла в ванну, умылась. Смотрю на себя в зеркало и думаю: еб твою мать, дожила. С другой стороны, ну и что? Чем нас с тобой удивить можно? Помнишь, твой Борька любил тебя трахать, когда ты рыбу чистила? А Николай? Как трахается, так сразу в слезы и про собак своих рассказывает, как он их любит. В конце концов, что такое нормальная половая жизнь? Ты знаешь? Правильно. И я не знаю.
Яркий дневной свет. Сонная Маша щурится, поднимает голову. Она лежит на той же кровати под простыней. На простыне и вокруг подушки плотно лежат белые розы. У изголовья на коленях стоит Гюнтер. На нем белый фрак.
Маша (смотрит на розы и на Гюнтера): Что это?
Гюнтер: Мммаша, я прошу тебя. Будь мммоей женой.
Внезапно появляются существа.
1: Я молчу.
2: Знаешь, сначала хотела рассмеяться.
3: Потом с похмелья слезы подступили.
4: Розы эти пахли почему-то духами «Magie Noire».
5: Духи жен партноменклатуры.
6: И, в общем, я.
1: Ты только не смейся.
2: То есть я даже.
3: Не ожидала от себя такого.
Маша: Я согласна.
Гюнтер (в сильном волнении): Ппподожди, подожди... милая... дело в тттом... я тебе не сказззал главного... ты должна это знать, прежде чем ответить.
Маша: Что?
Гюнтер: Эттто очень серьезно.
4: Думаю, либо рак, либо СПИД.
5: Наверно, поэтому и трахаться боится.
6: А может, простая шизофрения?
1: Хорошо бы.
2: А еще лучше бы — простой сексуальный невроз.
Гюнтер: Мммаша... дело в тттом... это очччень серьезно... а для тттебя это серьезно вдвойне...
Маша: Что это?
Гюнтер: Мммаша... Мммашенька... это... это...
Маша: Ну что, что? Ты болен? У тебя СПИД?
Гюнтер: Эттто хуже СПИДа. Хуже любой ббболезни...
Маша (кричит): Что? Что? Что?
Гюнтер: Отец.
Свет гаснет. Портрет эсесовца выпадает из рамы вперед. Из проема, облитый призрачным светом, выходит изображенный на портрете. Делает несколько шагов и замирает, словно позируя для нового портрета.
Существа (делая сложные па и движения вокруг стоящего, наперебой проговаривают его биографию): Фабиан фон Небельдорф. Родился в 1901 году в Хомберге (Шварцвальд). Солдат Первой мировой войны. С 1918 по 1921 в добровольческом корпусе «Бригада Эрхард». С 1919 член Германского народного союза обороны. С 1921 отчислен из высшей торговой школы в Мангейме за антисемитские выступления. В 1927 вступил в НСДАП, исключен в 1928, вновь вступил в 1931. В 1932 принят в СА. В 1933 заместитель руководителя ведомства по труду в Хайльбронне. В марте 1937 вступил в Испанский иностранный легион, с апреля 1937 по июнь 1939 участвовал в гражданской войне в Испании в составе «Легиона кондор». В октябре 1939 вступил в СС. С июля 1940 штурмбаннфюрер СС, командир «Особого батальона фон Небельдорф» со специальными полномочиями. С октября 1942 это подразделение использовалось исключительно для борьбы с партизанами в Белоруссии и на Украине. Впоследствии «Особый батальон фон Небельдорф» был преобразован в полк, затем в «Штурмбригаду СС фон Небельдорф» (официально
Маша (подходит к Фабиану фон Небельдорфу, медленно рассматривает его, обходя вокруг, затем непонимающе поворачивается к Гюнтеру): Ну и что?
Гюнтер (по-прежнему стоя на коленях): Я... я... хххотел, чтоб ты зззнала...
Маша (опускается на колени рядом с ним, берет его лицо в ладони): Я люблю тебя.
Существа: А твоя мама?
Маша: Что... моя мама?
Существа: А твоя мама?
Маша (обнимая Гюнтера): Да пошли вы!
Существа: А твоя мама?
Маша (с усмешкой, не переставая обнимать Гюнтера): Ну, хорошо. Моя мама.
Женский портрет выпадает из рамы вперед. Из проема, облитая призрачным светом, выходит изображенная на портрете. Делает несколько шагов и замирает, словно позируя для нового портрета.
Существа (делая сложные движения вокруг стоящей, наперебой проговаривают ее биографию): Гальперина Роза Исааковна. Родилась в 1920 в городе Конотоп (Украина). Отец — рабочий кожевенного завода, мать — стенографистка. Окончила среднюю школу. Была секретарем школьной комсомольской организации. По окончании школы работала в Конотопском райкоме комсомола. В августе 1939 райкомом комсомола направлена на работу в НКВД. Член коммунистической партии с января 1940. С января 1941 следователь НКВД. Присвоено звание лейтенанта. С февраля 1942 в Особом отделе 1-го Украинского фронта. Присвоено звание старшего лейтенанта. С января 1946 в составе
Гюнтер: Скккажи, кккакое твое любимое время гггода?
Маша: Зима.
Гюнтер: А у ммменя — лллето.
Существа: Значит, свадьба будет весной.