Книга

Действие второе

Автор: 
Владимир Сорокин
Назв_Произв: 
Hochzeitsreise
Копирайт: 
© Владимир Сорокин, 1994-1995

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

На заднике сцены висят две массивные пустые рамы. Сцена покрыта большими белыми кусками, похожими на части разборных детских картин «puzzle». К каждому куску приделан либо белый крюк, либо белая женская туфля. Посередине сцены с бокалом шампанского стоит Гюнтер. На нем элегантный, но слегка чопорный костюм. К Гюнтеру подходит Маша. На ней красивое вечернее платье, в руке бокал шампанского. Звучит французская эстрадная музыка.

 

Маша: Добрый вечер. Меня зовут Маша.

Гюнтер (говорит, сильно заикаясь): Дддобрый вввечер. Гюнтер.

Маша: Вы интересуетесь еврейской живописью?

Гюнтер: Ннне только. Ннно вообще еврейской кккультурой.

Маша: Почему?

Гюнтер: Ну... эттто очччень интересно.

Маша: Эдик сказал мне, что вы знаете иврит.

Гюнтер: Нннемного.

Маша (на иврите): Где вы учили иврит?

Гюнтер (на иврите): Я учччил ивврит в Иерусалимском уннниверситете.

Маша (на иврите): И как долго?

Гюнтер (на иврите): Два гггода.

Маша: Два года? (Смеется.) А я смогла только два месяца.

Гюнтер: Пппочему?

Маша: Потому что надоело!

 

Смеются.

 

Маша: Вы прожили в Иерусалиме два года? И вам не наскучило?

Гюнтер: Сссовсем нет. Там вссе очччень интересно. Очччень.

Маша: А я за год там чуть с ума не сошла от скуки.

Гюнтер: Вы еврейка?

Маша: Стопроцентная!

Гюнтер: И ввам бббыло скучно на своей ииисторической родине?

Маша: Жутко скучно!

Гюнтер: Ккконечно, в Израиле мммного проблем. Бббезработица. Ппполитические проблемы...

Маша: Да это не важно. Везде одни и те же проблемы. Просто мне было скучно там.

Гюнтер: А голос крови?

Маша: Я его слышала довольно редко.

Гюнтер: Правда? И вам не странно это?

Маша: Очень странно! (Смеется.) Я в Москве тоже всегда шутила над всеми этими еврейскими семейными обрядами. А отец мне говорил: ничего, приедешь в Израиль — перестанешь смеяться. Приехали. Папа первым делом повел меня к Стене Плача. Чтоб исправить раз и навсегда. Перед этой стеной плачут все евреи. Все без исключения. Я очень хотела заплакать. Стою и хочу. Но так и не заплакала.

Гюнтер: А я плакал.

 

Гюнтер и Маша застывают на месте. Сквозь пол сцены прорастают шесть нагих существ неопределенного пола. Быстро, неслышно и легко передвигаясь по сцене, существа подхватывают белые куски, обратная сторона которых покрыта изображением, вставляют их в рамы. Куски с крюками образуют портрет мужчины в форме оберфюрера СС, куски с туфлями — портрет женщины в форме майора НКВД. Покончив с портретами, существа совершают сложные движения вокруг Гюнтера и Маши, и говорят холодными, отстраненными голосами.

 

1: Вот такие пироги, Маринка.

2: Он плакал у Стены Плача, а я нет.

3: Короче, стали мы пить русскую водку за немецко-еврейскую дружбу.

4: Пили лихо, в твоем духе.

5: Гюнтер старался не отставать.

6: Но, чем больше пил, тем больше цепенел.

1: И на меня смотрит и смотрит.

2: И я торчу от него, как от анаши.

3: Эдик музыку врубил, я взяла Гюнтера за руку.

Маша: Гюнтер, давайте танцевать

 

Звучит музыка.

 

Гюнтер: С удддовольствием.

4: Встал, как на расстрел.

 

Маша и Гюнтер танцуют.

 

5: Положила я ему руки на плечи.

6: Чувствую — весь как каменный.

1: И белый, как сметана.

2: Губы дрожат.

3: Вспотел, бедный.

4: Я даже испугалась.

Маша: Гюнтер, вам плохо?

Гюнтер: Нет, нннет, все в пппорядке...

Маша: Может, я что-то не так делаю?

Гюнтер: Нет, нннет, что вы... все хорошо, все очччень хорошо...

Маша: Но вы совсем бледный. Серьезно, что случилось?

Гюнтер (с трудом улыбаясь): Маша, все в пппорядке... дддля меня это все нннормально. Не обббращайте внимания. Все нннормально.

Маша: Правда? Не врете?

Гюнтер: Маша, вы очччень красивая. И мне ооочень хххорошо с вами.

Маша (тихо): Мне тоже.

5: В общем, торчим друг от друга.

6: А он продолжает каменеть.

1: Думаю — может, человек гиперсексуальный, как наш Пушкин.

2: И силится скрыть свою страсть.

3: Но у него это плохо получается.

4: Да и какое мне дело, в конце концов.

5: Выпили еще. (Подносит Гюнтеру и Маше рюмки с водкой. Они пьют.)

6: Потом еще. (Подносит новые рюмки. Гюнтер и Маша пьют.)

1: И еще. (Подносит, Гюнтер и Маша пьют.)

Гюнтер (пьян, но по-прежнему скован; с трудом улыбаясь): Я... я тттак давно не пппил водки... я вввыпил слишком мннного.

Маша: Разве это много?

Гюнтер: Для меня — да.

Маша: Есть такая русская пословица: что русскому хорошо, то немцу — смерть.

Гюнтер: Очччень хорошая пппословица.

Маша (со смехом): Да что ж хорошего? Если вам выпить две бутылки водки, вы можете Богу душу отдать, а моя подруга Марина, например, после двух бутылок могла еще кататься на коньках. И не падать.

Гюнтер: Очччень хорошая ппподруга. (Берет Машину руку.)

Маша (смеется): Что? Почему?

Гюнтер: Маша, вы очччень... очччень милая и хххорошая... очччень...

2: Держит мою руку, не отпускает.

3: Я смеюсь, как дура.

4: Но чувствую — кризис назрел, как писал Ленин.

5: И надо брать руль Истории в свои хрупкие женские руки.

Маша: Гюнтер, давайте сбежим отсюда!

Гюнтер: Кккуда?

Маша: Куда хотите. Только не ко мне домой.

 

Существа делают коллективный пасс, возникает большая двуспальная кровать, Гюнтер падает на нее лицом вниз, Маша садится на него.

 

6: А когда в отеле я стала его раздевать, он совсем окаменел.

1: Помнишь, как мы с тобой с утопленника джинсы стягивали.

2: Точно такое чувство.

3: И весь мокрый от пота, хоть выжимай.

4: Мне сексуальные невротики попадались часто.

5: Чего-чего, а этим добром Россия богата.

6: Но такого я еще не видела.

1: Тяжелый случай.

 

Маша и существа раздевают Гюнтера. Он кричит.

 

Гюнтер: Ннненавижу это говно! Я ненннавижу эттто говно! Ненавижу!

Маша: Ну что с тобой? Кого ты ненавидишь?

Гюнтер: Ннненавижу! Ненавижу! Ннненавижу!

Маша (сидя на нем, раздевается): Ты меня ненавидишь?

Гюнтер: Нет, нннет, нет! Прости меня! Маша! Гггговно... Говно! Говно!

Маша: Кто говно?

Гюнтер: Все ггговно! Все говнно! Ннненавижу это ггговно!

Маша: Что с тобой?

Гюнтер: Говно! Гггговно! Говно!

2: Стала гладить его по спине.

3: Задергался, как от электричества.

4: А сам такой красивый.

5: Нежный.

6: Стройный.

1: Сладкий.

2: Беспомощный.

3: Как мальчик.

Маша: Ты мальчик?

Гюнтер: Говно! Ггговно! Говно!

Маша: Милый мальчик, повернись ко мне.

Гюнтер: Нет! Нннет! Нет!

Маша: Повернись. Тебе будет хорошо.

Существа: Повернись.

Гюнтер: Нееееет!!!

4: Ну, нет — так нет.

5: Встала. (Встает.)

6: Закурила. (Закуривает.)

1: Прошло минуты две.

Гюнтер (тихо): Мммаша... пппомоги мне.

Маша: Как?

Гюнтер: Бей меня. Пппожалуйста. Умммоляю тебя. Бббей меня. Бей и повторяй: вввот тебе, мрамор.

Маша: Ты — мрамор?

Гюнтер: Нннет, я не мммрамор.

Маша: А что это? Мрамор? Это кличка? Или просто — мрамор?

Гюнтер (волнуясь): Я не зззнаю, Маша, эттто не важно, ттты бей, бей меня и ппповторяй: вот тебе, мрамор, вввот тебе, мрамор. Пожжалуйста, Маша.

2: Знаешь, рыбка, если бы такой фрукт мне попался раньше.

3: Сразу бы на хуй послала.

4: А тут.

5: Не знаю.

6: Что-то он во мне задел.

1: И довольно сильно.

2: Чувствую, что он не мазохист.

3: Но что-то здесь другое.

4: А что — не понимаю.

5: И тело прелестное.

6: Дрожит и блестит от пота.

1: Взяла его ремень.

 

Маша вытягивает из брюк Гюнтера ремень. Приближается к Гюнтеру, нерешительно замахивается и бьет.

 

Существа: Вот тебе, мрамор.

Гюнтер: Да!

 

Маша бьет сильнее.

 

Существа: Вот тебе, мрамор.

Гюнтер: Да!

 

Маша бьет сильно.

 

Существа: Вот тебе, мрамор.

Гюнтер: Да!

 

Маша бьет.

 

Существа: Вот тебе, мрамор.

Гюнтер: О, дааааааааа!

 

Существа накрывают Гюнтера своими телами, образуя что-то вроде кокона. Свет гаснет.

 

Голос Маши: Он пробормотал что-то, затих и скоро заснул. Накрыла я его, пошла в ванну, умылась. Смотрю на себя в зеркало и думаю: еб твою мать, дожила. С другой стороны, ну и что? Чем нас с тобой удивить можно? Помнишь, твой Борька любил тебя трахать, когда ты рыбу чистила? А Николай? Как трахается, так сразу в слезы и про собак своих рассказывает, как он их любит. В конце концов, что такое нормальная половая жизнь? Ты знаешь? Правильно. И я не знаю.

 

Яркий дневной свет. Сонная Маша щурится, поднимает голову. Она лежит на той же кровати под простыней. На простыне и вокруг подушки плотно лежат белые розы. У изголовья на коленях стоит Гюнтер. На нем белый фрак.

 

Маша (смотрит на розы и на Гюнтера): Что это?

Гюнтер: Мммаша, я прошу тебя. Будь мммоей женой.

 

Внезапно появляются существа.

 

1: Я молчу.

2: Знаешь, сначала хотела рассмеяться.

3: Потом с похмелья слезы подступили.

4: Розы эти пахли почему-то духами «Magie Noire».

5: Духи жен партноменклатуры.

6: И, в общем, я.

1: Ты только не смейся.

2: То есть я даже.

3: Не ожидала от себя такого.

Маша: Я согласна.

Гюнтер (в сильном волнении): Ппподожди, подожди... милая... дело в тттом... я тебе не сказззал главного... ты должна это знать, прежде чем ответить.

Маша: Что?

Гюнтер: Эттто очень серьезно.

4: Думаю, либо рак, либо СПИД.

5: Наверно, поэтому и трахаться боится.

6: А может, простая шизофрения?

1: Хорошо бы.

2: А еще лучше бы — простой сексуальный невроз.

Гюнтер: Мммаша... дело в тттом... это очччень серьезно... а для тттебя это серьезно вдвойне...

Маша: Что это?

Гюнтер: Мммаша... Мммашенька... это... это...

Маша: Ну что, что? Ты болен? У тебя СПИД?

Гюнтер: Эттто хуже СПИДа. Хуже любой ббболезни...

Маша (кричит): Что? Что? Что?

Гюнтер: Отец.

 

Свет гаснет. Портрет эсесовца выпадает из рамы вперед. Из проема, облитый призрачным светом, выходит изображенный на портрете. Делает несколько шагов и замирает, словно позируя для нового портрета.

 

Существа (делая сложные па и движения вокруг стоящего, наперебой проговаривают его биографию): Фабиан фон Небельдорф. Родился в 1901 году в Хомберге (Шварцвальд). Солдат Первой мировой войны. С 1918 по 1921 в добровольческом корпусе «Бригада Эрхард». С 1919 член Германского народного союза обороны. С 1921 отчислен из высшей торговой школы в Мангейме за антисемитские выступления. В 1927 вступил в НСДАП, исключен в 1928, вновь вступил в 1931. В 1932 принят в СА. В 1933 заместитель руководителя ведомства по труду в Хайльбронне. В марте 1937 вступил в Испанский иностранный легион, с апреля 1937 по июнь 1939 участвовал в гражданской войне в Испании в составе «Легиона кондор». В октябре 1939 вступил в СС. С июля 1940 штурмбаннфюрер СС, командир «Особого батальона фон Небельдорф» со специальными полномочиями. С октября 1942 это подразделение использовалось исключительно для борьбы с партизанами в Белоруссии и на Украине. Впоследствии «Особый батальон фон Небельдорф» был преобразован в полк, затем в «Штурмбригаду СС фон Небельдорф» (официально «52-я гренадерская дивизия СС»). Подразделение редко участвовало в боях на фронте и почти всегда применялось в «борьбе с бандитами». В сентябре 1944 «штурмбригада» использовалась для подавления Варшавского восстания, а затем повстанческого движения в Словакии. Обращение этого подразделения с гражданским населением отличалось беспримерной жестокостью. Сам фон Небельдорф был инициатором многочисленных показательных казней «бандитов и их пособников», когда приговоренных вешали на стальных крюках. Последнее военное звание фон Небельдорфа — оберфюрер СС; награжден двумя рыцарскими крестами. С января 1946 в заключении. Освобожден в сентябре 1952. Накануне нового судебного процесса по обвинению в массовых убийствах покончил с собой 7.9.1958 в Оберзальцберге на месте разрушенного дома Гитлера.

Маша (подходит к Фабиану фон Небельдорфу, медленно рассматривает его, обходя вокруг, затем непонимающе поворачивается к Гюнтеру): Ну и что?

Гюнтер (по-прежнему стоя на коленях): Я... я... хххотел, чтоб ты зззнала...

Маша (опускается на колени рядом с ним, берет его лицо в ладони): Я люблю тебя.

Существа: А твоя мама?

Маша: Что... моя мама?

Существа: А твоя мама?

Маша (обнимая Гюнтера): Да пошли вы!

Существа: А твоя мама?

Маша (с усмешкой, не переставая обнимать Гюнтера): Ну, хорошо. Моя мама.

 

Женский портрет выпадает из рамы вперед. Из проема, облитая призрачным светом, выходит изображенная на портрете. Делает несколько шагов и замирает, словно позируя для нового портрета.

 

Существа (делая сложные движения вокруг стоящей, наперебой проговаривают ее биографию): Гальперина Роза Исааковна. Родилась в 1920 в городе Конотоп (Украина). Отец — рабочий кожевенного завода, мать — стенографистка. Окончила среднюю школу. Была секретарем школьной комсомольской организации. По окончании школы работала в Конотопском райкоме комсомола. В августе 1939 райкомом комсомола направлена на работу в НКВД. Член коммунистической партии с января 1940. С января 1941 следователь НКВД. Присвоено звание лейтенанта. С февраля 1942 в Особом отделе 1-го Украинского фронта. Присвоено звание старшего лейтенанта. С января 1946 в составе 242-го Отдельного полка НКВД, специализирующегося по борьбе со «шпионами, диверсантами и изменниками родины» на территории Западной Украины. Обращение этого подразделения с гражданским населением отличалось беспримерной жестокостью. Гальперина активно применяла пытки, одну из которых изобрела сама: голого подследственного подвешивали вниз головой, Гальперина била его острым каблуком женской туфли по половым органам. За это среди сослуживцев была прозвана «Каблучок». Всегда лично расстреливала приговоренных. В мае 1947 присвоено звание капитана. Награждена двумя орденами и пятью медалями. В январе 1948 уволена в запас в звании майора и переведена на партийную работу в Киевский горком партии. С 1949 года зам. зав. отделом культуры. В 1964 приглашена на работу в Министерство Культуры СССР. С 1969 главный редактор журнала «Вопросы культуры». В июне 1987 уволена с занимаемой должности. В августе 1991, после провала антигорбачевского путча, покончила с собой.

Гюнтер: Скккажи, кккакое твое любимое время гггода?

Маша: Зима.

Гюнтер: А у ммменя — лллето.

Существа: Значит, свадьба будет весной.