Книга
Действие четвертое
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Комната в квартире Марка. Стены заняты стеллажами с книгами. Марк и Маша сидят посередине комнаты за небольшим столом. Марк берет полупустую бутылку с водкой, тянется к Машиной рюмке.
Маша (накрывает рюмку ладонью): Хватит, Марк. Если я напьюсь, мы с тобой ни до чего не договоримся.
Марк (наливает себе): А я выпью с удовольствием. С тобой как-то замечательно хорошо пьется. По-московски. Будь! (Выпивает, подходит к Маше, берет ее сзади за плечи, декламирует.) Вошла ты, резкая, как «нате!», муча перчатки замш, сказала: знаете, я выхожу замуж!
Маша: Марк, мне не до шуток.
Марк (целует ей руку): Машка, прошу тебя об одном — сваливайся на меня впредь так же неожиданно, как сегодня.
Маша: Абгемахт. Слушай, зачем тебе так много книг?
Марк (декламирует): Лучшему в своей жизни я обязан книгам. Кто сказал? Правильно. Горький.
Маша (берет сигарету): Да ну тебя...
Марк (ловко подносит ей зажженную спичку): Марусь, ну что ты так расстраиваешься! Это слишком прозрачно, чтоб ломать голову.
Маша (бросает сигарету): Марк, ну это же пиздец! Влюбиться в мужика, чтобы потом сечь его?! Я ебаться с ним хочу! Я его хуй до сих пор не видела!
Марк: Увидишь.
Маша: Ну расскажи хоть, что это? Он что, действительно мазохист?
Марк (закуривает сигарету): Он мазохист не по психотипу, а по идеологии. У послевоенных немцев это часто.
Маша: Как это?
Марк: Очень просто. Двойственность межличностных инверсий, приводящая к ассиметричному выравниванию гиперэмоциональных установок за счет механизма психосоматического отождествления.
Маша: Переведи.
Марк: Твой Гюнтер мстит своему отцу.
Маша: При чем здесь отец? Он же давно дал дуба!
Марк: Это не важно.
Маша: Но почему он трахаться не может?
Марк: Во-первых, не хочет плодить зло, то есть — продолжать телесность своего отца. Во-вторых, мстит отцу, отождествляясь с жертвой. Еврейская женщина сечет сына фон Небельдорфа. Интерес к еврейской культуре — тоже месть.
Маша: Еб твою мать! Но это же просто... власть мертвеца?! Новый роман Стивена Кинга!
Марк: Скорее, это Хичкок. «Психо». С той разницей, что история «Психо» — капля в море патологически здоровой Америки. А случай Гюнтера в Германии — сплошь и рядом.
Маша: Правда? А я думала — наоборот, немцы здоровее всех! Пиво, сосиски? А потом попеть — Майн либер Августин.
Марк: Это — до войны, Маша. Сейчас все совсем по-другому. Современная Германия напоминает мне человека, впервые пережившего состояние аффекта.
Маша: Это что, эпилепсия?
Марк: Почти. Эпилептик просто падает и бьется. Аффектированный человек совершает странные и страшные вещи, а потом ничего не помнит. Так вот. Жил такой культурный, добропорядочный господин, ходил по будням в свою контору, по воскресеньям — в кирху. Ходил, ходил, а потом вдруг в один прекрасный день выскочил на улицу, стал бить витрины, собак, людей. Поджег чего-нибудь. Кричал. А потом насрал себе в штаны и заснул. А когда проснулся, ему подробно рассказали, что он делал. Дали каких-то пилюль, прописали водные процедуры. И вроде все прошло. Но. Стал он с тех пор всего бояться: витрин, людей, собак. У него закурить спросят, а он спичку зажечь не может — ему поджог мерещится. Но с Германией-то обошлись круче, нежели с этим господином. Ей не пилюли прописали, а плеть. И высекли всем миром. Да так, как никого никогда не секли.
Маша: Тебе жалко немцев?
Марк: Нет. С какой стати еврею жалеть немцев? Мне немецкую культуру жалко. Литературу, философию. Кино.
Маша: Почему?
Марк: Да потому что — убожество. Боятся они спичку зажечь. А по-моему, коль ты огня боишься, лучше вообще бросить курить.
Маша (восхищенно): Ну, Марк... теперь я понимаю...
Марк: Что ты понимаешь?
Маша: Почему тебя нигде не печатают.
Марк (смеется): Машенька, я этому не придаю значения. Писал я в стол в Москве, пишу в стол здесь. Какая разница? Жена зарабатывает, крыша над головой есть. Я об одном жалею.
Маша: О чем?
Марк: Что я не состоялся в Германии как психиатр. Маша, какой здесь материал! После русских шизоидов, которыми я объелся, которыми я сыт по горло, — немецкие невротики! Это... как устрицы после борща! Здесь все пропитано неврозом — политика, искусство, спорт. Это разлито в воздухе, на площадях, в университетах, в пивных... кстати о пивных. Вот тебе наглядный пример. Первый год эмиграции. Берлин, Кройцберг. В какую-то жуткую пивную потащил меня Мишка. Сидим, пьем пиво. Народ вокруг крутой, громкий. И один здоровый рыжий детина все время на меня посматривает. Пьет пиво и посматривает.
Маша: Голубой?
Марк: Я тоже сперва решил. Но потом присмотрелся — не похож. Да и какой из меня любовник! Нет, вижу — там что-то другое. Неуютно мне как-то стало, и пошел я пописать в сортир. Пописал, застегиваюсь, поворачиваюсь — а передо мной этот детина. И в сортире, как бывает в таких случаях, — ни души. Ну, думаю, пиздец тебе, Марк. А детина между тем меня спрашивает: «Вы еврей?» Собрал я свою маленькую волю и отвечаю: «Да, я еврей». А немец опускается передо мной на колени и говорит: «От имени немцев, которые принесли столько страданий вашему народу, я прошу у вас прощения».
Маша: Не может быть! (Со смехом.) Но это... пиздец! Не верю!
Марк: Я не вру. Мне тогда так стало неловко. Я вылетел пробкой из этой пивной. Ну? Где, в какой стране такое возможно?
Маша (качает головой): Пиздец! Да... В России никто перед евреем в сортире на колени не опустится. Ой, Марк! У меня от всего этого голова кругом идет. Давай выпьем.
Марк: Идея не плоха. (Разливает водку по рюмкам.)
Маша: Лучше б я этого ничего не знала.
Марк: Незнание — сила. Это верно. Но ты ко мне сама приехала.
Маша: Тогда — за знание? (Поднимает рюмку.)
Марк: За знание (Поднимает свою.)
Чокаются и пьют.
Маша (закуривает): Господи, ну почему так много обломов? Мечтаешь-мечтаешь. Едешь-едешь в какой-нибудь Париж. А там негры и квартира без горячей воды.
Марк: Благодари Бога, что есть холодная.
Маша: Вот ты всегда умел довольствоваться малым. Хотя обломов у тебя в жизни было больше, чем у меня! (Смеется.) Загадка ты наша!
Марк: Все просто, Машенька. Помнишь романс «Мне все равно — страдать иль наслаждаться»?
Маша: Ну?
Марк: Ну. Мне все равно. Страдать иль наслаждаться. Я хомо советикус. Организм, приспособленный для выживания в любых условиях. Без горячей воды. Без холодной. Без сортира. Без воздуха.
Маша (пристально смотрит на него): Наливай.
Марк наполняет рюмки.
Маша: Давай за тебя. Чтоб твою книгу напечатали.
Марк: Я уже сказал, что это не важно. За нас.
Маша: За тебя, Марк, за тебя.
Чокаются, пьют.
Маша (после паузы): Значит, тебе все равно, где жить? На Западе или в России?
Марк: Слушай, курочка, что ты мне зубы заговариваешь? Ты для чего ко мне в час ночи прилетела? Про Запад и Россию рассусоливать?
Маша (трет виски и трясет головой): Не могу...
Марк: Что?
Маша: Как вспомню Гюнтера... ой, блядь, забыть бы это все.
Марк: Правильно. Забудь. (Смотрит на часы.) Иди баиньки и забудь. Теперь это не твоя забота. Официально заявляю тебе: я за это дело берусь.
Маша (бросается ему на шею): Спасибо, милый!
Марк: Скажи, у него осталось что-нибудь от отца? Дневники, фотографии, бумаги?
Маша: Нет. Он все сжег. Только крюк остался.
Марк: Что за крюк?
Маша: Тот самый. Стальной. На котором отец вешал партизан. Он его привез домой, как трофей. А Гюнтер только это и сохранил. Весело, не правда ли?
Марк: Очень... (Машет на нее руками.) Спать, спать! Уже светает.
Маша (вздыхает): Да... и впрямь устала. (Встает.) У тебя-то хоть есть горячая вода?
Марк (задумчиво): Вторая дверь направо.
Маша: С добрым утром. (Уходит.)
Марк (после продолжительной паузы): Вот тебе, мрамор.
Свет гаснет, и в призрачном освещении появляются Фабиан фон Небельдорф и Софья Гальперина. Они в соответствующих униформах, с пистолетами в руках.
Фон Небельдорф (убирает пистолет в кобуру): Ну и денек.
Гальперина (убирает пистолет в кобуру): Ну и денек.
Фон Небельдорф (с усталым вздохом расстегивает ворот): Интересно, когда я наконец нормально высплюсь?
Гальперина (с усталым вздохом расстегивает ворот): Интересно, когда я наконец нормально высплюсь?
Фон Небельдорф (закуривает): Устал, как собака.
Гальперина (закуривает): Устала, как собака.
Фон Небельдорф: Эти сволочи так громко орут.
Гальперина: Эти сволочи так громко орут.
Фон Небельдорф: Кретины. Ненавидят нас за то, что мы несем им свободу.
Гальперина: Кретины. Ненавидят нас за то, что мы несем им свободу.
Фон Небельдорф: Чем больше убиваешь, тем больше их становится.
Гальперина: Чем больше убиваешь, тем больше их становится.
Фон Небельдорф: Ничего. Время работает на нас.
Гальперина: Ничего. Время работает на нас.
Фон Небельдорф: На войне каждый должен быть на своем месте.
Гальперина: На войне каждый должен быть на своем месте.
Фон Небельдорф: И хорошо делать свое дело.
Гальперина: И хорошо делать свое дело.
Фон Небельдорф: Во имя наших детей.
Гальперина: Во имя наших детей.
Фон Небельдорф (истерично кричит): Вилли! Принеси шнапса!!
Гальперина (устало): Петренко. Плесни мне спиртика.
Фон Небельдорф и Гальперина исчезают.
Марк (берет со стола лист бумаги, читает вслух): Дорогой Гюнтер, прости за внезапное исчезновение. Я дошла до предела, за которым безумие и распад личности. Идти дальше на поводу у твоей патологии я больше не могу. Ты стал заложником прошлого, рабом коллективного бессознательного. Ты борешься с мертвецом, теряя человеческий облик, становясь живым трупом, куклой. Страшно видеть это, но еще страшнее участвовать в этом. Если ты любишь меня, если хочешь, чтобы мы были счастливы, если в тебе не угасло желание стать нормальным мужчиной, мужем, отцом, если ты готов раз и навсегда покончить с кровавыми призраками прошлого, — позвони мне в Кельн и скажи: «Я готов». Твоя Маша.
Марк складывает лист, вкладывает в конверт. Свет гаснет. Телефонный звонок.
Бабушка: Але?
Маша: Бабуля, милая, здравствуй.
Бабушка: Машенька? Детка, ты откуда?
Маша: Все оттуда, бабушка.
Бабушка: Как твое здоровье?
Маша: Отлично, бабуля. Послушай меня внимательно. Мне очень нужна одна вещь.
Бабушка: Какая?
Маша: Открой свой сундук, там справа под маминым мундиром ее старые коричневые туфли.
Бабушка: Фронтовые?
Маша: Да, да. Они мне очень нужны.
Бабушка: Машенька, но они же рваные. Зачем они тебе?
Маша: Бабуля, после объясню. От меня приедет человек, передай их ему, пожалуйста. Поверь, это очень важно.
Бабушка: Но... а что случилось?
Маша: Ничего. Мне очень нужны мамины туфли. Ты поняла?
Бабушка: Не поняла. Но я все сделаю, детка.
Телефонный звонок.
Маша: Ало?
Гюнтер: Я ггготов.
Маша: Милый мой, слава Богу.
Гюнтер: Что я дддолжен сссделать?
Маша: Скажи... ты действительно хочешь забыть все это?
Гюнтер: Да, да, да! Маша... я... Машенька... ты сволочь! Сссволочь!
Маша: Гюнтер, милый Гюнтер...
Гюнтер: Ттты сбежала от меня, кккак шлюха! Мне тттак плохо... я очччень устал, я не ссспал всю неделю. Я не могу бббез тебя.
Маша: Я люблю тебя.
Гюнтер: Я лллюблю тебя... Что я дддолжен делать?
Маша: Не задавать вопросов. Это во-первых. А во-вторых — верить, что ты можешь стать нормальным человеком.
Гюнтер: Я дддолжен лечь в клинику?
Маша: Нет. Мы должны с тобой совершить одну поездку. Очень необычную. Будем считать, что это наше свадебное путешествие.
Гюнтер: Кккуда мы поедем?
Маша: Ну вот, ты уже задаешь вопросы!
Гюнтер: Хххорошо, я не буду...
Маша: Ты должен исполнять все, что я тебе скажу. Иначе ты не излечишься.
Гюнтер: Хххорошо.
Маша: Возьми крюк отца и отправляйся в Гамбург. Там возьми напрокат черный мерседес, самый большой и самый дорогой. Завтра в 9 утра жди меня в аэропорте.
Гюнтер: Хххорошо.
Телефонный звонок.
Служащая: Костюмерная «Рунге унд Бауэр», добрый день.
Маша: Добрый день. Я хотела бы взять напрокат два мундира: оберфюрера СС и майора НКВД.
Служащая: 35 марок в сутки.
Вспыхивает свет. Белая сцена и белый задник. Маша в форме майора НКВД, голый Гюнтер.
Маша (распаковывает сверток с мундиром оберфюрера): Вот. Одевайся.
Гюнтер (оторопело смотрит на мундир): Чччто?
Маша: Одевай быстро.
Гюнтер: Я?
Маша: Да, ты!
Гюнтер: Я... я никогда ннне надену эттто говно.
Маша (угрожающе смотрит ему в глаза): Одевай.
Гюнтер: Нет! Ннникогда... говно... ггговно...
Маша: Одевай!
Гюнтер: Нет! Нет! Нннет!
Маша (бьет его): Одевай!
Гюнтер: Ннникогда!
Маша (бьет): Одевай, дурак! Одевай, сволочь!
Гюнтер: Нет! Нет! Нннеееет!!!
Маша (опускается перед ним на колени): Я прошу тебя. Ну, я прошу тебя... очень прошу, очень.
Гюнтер (после долгой паузы): Ззза это могут арестовать.
Маша: Ты не должен об этом думать. Думай о том, что это нужно тебе, нужно нам. (Помогает ему надевать мундир.) И ничего не бойся. Пока ты со мной — ничего не случится.
Гюнтер: Я не могу... не могу...
Маша (застегивает ему пуговицы): Ты все можешь. Мы с тобой все можем. Мы сильные! Правда? (Встряхивает его.) Правда?
Гюнтер (обнимает ее): Правда.
Маша: Поехали.
Из белой сцены возникают белые фигуры существ. Каждое существо сопряжено с частью черного мерседеса. Существа собираются вместе, тем самым складывают из частей мерседес. Гюнтер и Маша садятся на край сцены. Звучит немецкий марш «Heute wollen wir marschieren...» Существа начинают двигаться в такт музыке и вместе с ними колышется, движется мерседес.
Маша: В 10 мы выехали. Гюнтер за рулем в мундире оберфюрера, я рядом в форме майора НКВД. Было солнечное весеннее утро. Наш автопробег Гамбург-Оберзальцберг длился восемь часов. Мы проехали всю Германию. Какая маленькая страна. Теперь я понимаю их лозунг, про который мне рассказывал папаша: Дас Фольк онэ Раум. Раума в Германии действительно маловато. Зато классные автобаны. Да и мерседес-600 тоже не последнее говно. Как сказал бы твой любимый поэт: это черный леденец, обсосанный богами Валгаллы и выплюнутый на просторы Земли. Он набит всякой всячиной, но, когда мне Гюнтер дал порулить, я поняла, что не хватает двух вещей: хуя в сиденье и пулемета спереди. Несись, ебись и стреляй, и никакого мужика не надо!
Гюнтер: Маша, кккуда мы едем?
Маша: На юг, милый.
Гюнтер: Кккуда конкретно?
Маша: Ты обещал не задавать вопросов. Расслабься и перестань потеть, а то мы врежемся.
Гюнтер: А ты... уввверена, что это поможет?
Маша: Абсолютно.
Гюнтер: Ммможно, я хотя бы другую мммузыку поставлю?
Маша: Нельзя... Но как мы ехали, солнышко! Никогда не забуду. Как нам сигналили, как крутили пальцем у лба, как кричали вслед: свиньи! фашисты! Три раза нас останавливала полиция. Они были хорошо информированы многочисленными автобанными осведомителями, но явно растерянны и не готовы к решительным действиям. Все кончалось проверкой документов и нелепыми вопросами, на которые Гюнтер, потея, отвечал:
Гюнтер: Эттто мое личное дело.
Маша: Они оторопело возвращали документы. Все-таки немцы удивительно серьезный народ. В Москве на Красную площадь выходи в эсесовской форме — никто тебе слова не скажет. А здесь — вопрос жизни и смерти. В Фульде на бензоколонке в нас бросили пивной бутылкой, под Нюрнбергом за нами безуспешно погналась гэдээрашная семья на «траби», в Ингольштадте нам аплодировали двое парней на мотоциклах, в Мюнхене на нас молча пялились, не выражая особых эмоций, возле чудесного Хим Зее мы чуть не раздавили белку и нам плюнула в лобовое стекло какая-то старушка, Гюнтер проехал еще пару километров, резко затормозил, выскочил из машины и побежал, срывая китель. (Гюнтер вскакивает и бежит.)
Гюнтер: Все! Все! Хххватит! Ннненавижу это ггговно! Ннненавижу!
Маша: Гюнтер, прекрати! Стой! (Бежит за ним.)
Гюнтер: Ннненавижу! Ннненавижу!
Маша (ловит его, падает вместе с ним): Стой! (Гюнтер всхлипывает, Маша обнимает его, прижимает к себе.) Последние километры. Баварские Альпы. Бад Райнхельхаль, Винкль, Бишофвизен и — Берхтесгаден. По серпантину мы поднялись на Оберзальцберг. Когда мы въехали на плато и возле Hotel zum Turken Гюнтер заглушил мотор (существа перестают двигаться), я вышла из машины, вдохнула этот воздух, посмотрела вокруг... (Мерседес плавно разваливается на части, существа группируются по-новому, собирая из частей мерседеса горный пейзаж.) Гитлер был очень не дурак, выбирая такое место. Дух захватывает. А людишки внизу кажутся муравьями.
Свет гаснет. Появляется луна, загораются звезды.
Маша: Гюнтер, вставай.
Гюнтер: А... что? Мммаша... который час?
Маша: Не важно.
Гюнтер: Мой Бог... значит, это был не сссон... я в этом ужасном мундире, в этттом гадком месте...
Маша: Наклонись сюда.
Гюнтер: Чччто это?
Маша: Кокаин. Осторожней. Выдохни, а теперь нюхай. Резко.
Гюнтер (вдыхает): Аааа...
Маша (нюхает): Вот так.
Гюнтер: Он гггорчит... я раньше ннникогда не пробовал...
Маша: Пошли.
Гюнтер: Как тихо...
Маша (поднимается на возвышение): Вот здесь стоял дом Гитлера.
Гюнтер (подходит к ней): Я лллюблю тебя. Дддаже здесь, дддаже в этом пппроклятом месте я люблю тебя.
Маша (обнимает его): Милый. Я тоже люблю тебя. Мы с тобой никогда не расстанемся.
Появляется Маша-2 в белом длинном платье с букетиком ландышей. Маша смотрит на нее.
Маша-2 (кивает): Давай...
Гюнтер и Маша проваливаются внутрь возвышения, оказавшегося странной конструкцией из существ и частей мерседеса. Конструкция подсвечивается алым светом и начинает двигаться, словно пережевывая Машу и Гюнтера. Они кричат.
Маша-2 (нюхает ландыши): Прости меня, ангел мой, но адекватно описать то, что произошло с нами, я не в состоянии. Причина тому не страх и не отвращение, но отсутствие отстраненного взгляда на нас, невозможность холодного наблюдения. Ты знаешь, я никогда не была равнодушной, расчетливой, сдержанной. Я умела отдаваться без остатка. Эта ночь не стала исключением. В потрясенной душе моей алыми всполохами оживают те 46 минут. Но мне трудно собрать воедино осколки этой божественной мозаики. Я помню Голубое Желе на мужских ключицах, помню вхождение Крюка Отца в мой анус, помню Мамину Туфлю, разрываемую впервые восставшей плотью Гюнтера, помню сломаный Платиновый Пояс Верности, помню трещину в Багровой Преграде. План Марка оказался поистине гениальным.
Все стихает.
Маша: Утром мы проснулись голые на молодой траве и совершили наш первый полноценный акт любви.